Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

Зинеев Залимхан Оразакаевич - Заслуженный работник культуры Дагестанской АССР

12 Августа 2019

Автор Заида Залимхановна Зинеева
ведущий научный сотрудник отдела социологических исследований
и анализа Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований

"27-го октября 1948 года в ногайской семье Оразакая и Марёв Зинеевых в с. Червленные - Буруны Ногайского района Дагестанской АССР родился сын, названный старинным именем Залимхан, что в переводе означало «Величественный». Залим (так его звали близкие) рос мальчиком любознательным и общительным. В школе учился хорошо, был, как и большинство советских школьников того времени, самостоятельным и ответственным. Когда Залимхан учился еще в начальной школе, его заинтересовала, а затем и всерьез увлекла традиционная музыкальная культура ногайцев. Отец Залимхана и дедушка по материнской линии не просто обратили внимание на его увлечение, но проявили стремление помочь в исполнении мечты и подарили ему ногайские традиционные музыкальные инструменты – кобыз и домбру. Закономерно, что учась в школе, ученик Зинеев Залимхан принимает самое активное участие в общественной жизни школы, села, а в дальнейшем и родного района. Успевая участвовать в художественной самодеятельности, выступал также в составе агитбригады перед сельскими животноводами населенных пунктов и трудовых коллективов района. В ноябре 1964 года ученик Червленно-Бурунской средней школы Залимхан Зинеев стал победителем на республиканском (дагестанском) смотре художественной самодеятельности, где состоялся его дебют. Залимхан с успехом исполнил «Казахский вальс любви», что предопределило его будущую профессию.

И тем не менее после окончания средней школы Залимхан на некоторое время оказался на распутье, выбирая между медицинским образованием и музыкальным. Его наставники и учителя всегда отмечали его способности ко многим наукам. Однако выбор был сделан самостоятельно – все-таки в пользу занятия музыкальным искусством. Так Залимхан Зинеев поступает на музыкально-педагогический факультет Дагестанского государственного педагогического института.

В студенческие годы Залимхан продолжает активную творческую и общественную жизнь, выступает инициатором и принимает самое активное участие в организации ногайского студенческого коллектива. Огромная любовь к ногайской музыкальной культуре и родному краю, помогают ему в творческом становлении. Постепенно он приобретает множество друзей среди студенческой молодежи, особенно среди ценителей традиционной культуры. Во многом именно эта дружеская поддержка единомышленников, многие из которых сами стали успешными творческими и педагогическими работниками, музыкантами, помогла Залимхану выработать свой стиль, а затем и в полной мере проявить композиторский и исполнительский талант. Те, кто его близко знал еще в те годы, видимо, имеют достаточно оснований говорить о «неповторимости личности Зинеева», о том, что «он был первый во всем, раздавал идеи и сюжеты всем без устали». Будучи большим патриотом родного края, о чем много свидетельств (его произведения, выступления, публикации), Залимхан Зинеев был настоящим советским интернационалистом в лучшем смысле этого слова, о чем свидетельствуют многочисленные документальные источники, хранящиеся в архивах Республики Дагестан. У него всегда была своя принципиальная позиция по всем общественно значимым вопросам. Имел он свою точку зрения о значимости культуры в жизни общества. В своих неопубликованных мемуарах он пишет: «В назидание молодым говорю: без культуры нет нации, не сберегли Г. Аджигельдиева, Кадрию, Сраждина, Кошманбета, Зухру. Будьте внимательны к людям творчества, они есть рядом с вами. Просто берегите их хорошим словом, хорошим вниманием, хорошей поддержкой. И тогда у него (народа) будет Слава... В такой маленькой стране – Караногай – столько поэтов, композиторов!» В 1970 г. Залимхан окончил ДГПИ. В числе его преподавателей были: А.М. Молчанова (декан), Ю.М. Ханукаев, Б.М. Магомедова, В.Г. Тришневский, А.Г. Тришневский, А.Г. Аликараев, Г.Ф. Панюкова, Д.В. Стринадкина и др. В немалой степени именно их влияние предопределило то, что вся дальнейшая трудовая и творческая деятельность Залимхана Зинеева была направлена на развитие и, как сейчас говорят, продвижение музыкальной культуры ногайцев. В родное село Залимхан вернулся с нотами своей первой песни, написанной им еще в 1967 году. Это был «Ногайский вальс» на слова Дженетхан Булатуковой. Односельчане уверяли, что когда слушают этот вальс, то словно видят необозримые дали, столько в этой музыке чувства простора и радости. Имя Залимхана Зинеева становилось все более популярным среди ногайцев нашей тогда необъятной страны. В дальнейшем песни и музыка нашего Залимхана Зинеева звучали и звучат по сей день на многих сценах, во многих домах, на торжествах и поистине стали народными. Он был первым общеногайским композитором, впоследствии первым выйдя уже и на международный уровень.

Залимхан Оразакаевич лично участвовал в строительстве и открытии дворца культуры в родном селе, который в свое время был единственным учреждением культуры в районе, построенным по всем правилам архитектурного искусства. В 1970–1981 гг. он был директором дворца культуры в с. Червленые-Буруны, одновременно руководя музыкальной школой, духовым оркестром, созданным при дворце культуры, преподавая музыку в средней школе. По сохранившимся архивным документам видно, что та работа, которая проводилась в Червленно-Бурунском дворце культуры, была поставлена в масштабах ДАССР наилучшим образом. По результатам этой работы, проводившейся под руководством З.О. Зинеева, в 70-ые Червленно-Бурунскому дворцу культуры в ходе проведения республиканского конкурса культуры дважды присуждались первые места и присваивалось почетное звание «Дом культуры отличной работы».

В 1981–1983 гг. – Залимхан Оразакаевич возглавлял отдел культуры Ногайского райисполкома ДАССР, откуда вернулся на прежнюю должность директора дворца культуры в родном селе. На всех должностях активно пропагандировал и всячески продвигал ногайскую культуру. Личными усилиями и с помощью энтузиастов-старожилов фактически возродил ногайскую домбру. Созданный им хоровой коллектив в 1973 г. стал лауреатом Всесоюзного (зонального) фестиваля, проходившего в Ростове-на-Дону. Как писали газеты того времени: «Памятью по всем погибшим за свободу и независимость Советской Родины прозвучала, ставшая популярной песня Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова «Журавли», исполненная вокальным трио из Ногайского района в составе учителя З. Зинеева, токаря В. Марченко и методиста А. Аджимурзаева».

Кроме того, именно тогда, в Ростове-на-Дону З. Зинееву руководством республики было доверено вместе с артисткой Г. Выприковой (Лауреат Международного фестиваля в Чехословакии 1967 г.) быть ведущим и представлять программу всего творческого коллектива Дагестанской АССР.

В 1976 году газета «Дагестанская правда» писала: «Еще один хор заслуживает высокой похвалы. Это коллектив Ногайского районного Дома культуры. Руководит им интересный музыкант, успешно пробующий силы и в композиции, З. Зинеев. Хор очень выразительно исполнил народную песню «Салам тебе, мой край степной». Надо отметить, что его 30 хористов частые гости у чабанов района, знают их не только в нашей республике, но и за его пределами» (по архивным материалам о заключительном концерте на сцене Русского драматического театра им. М. Горького в Махачкале, в котором приняли участие более трех тысяч певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, вылились в праздник народных талантов). И достойным его апофеозом стал заключительный концерт. Более четырехсот пятидесяти участников художественной самодеятельности – лучшие из лучших демонстрировали свое мастерство перед многочисленной аудиторией.

В 1975 г. З.О. Зинеев организовал и стал художественным руководителем первого ногайского вокально-хореографического ансамбля «Степные зори» и вокально-инструментальной группы «Буйрат». В 1981 г. ансамбль «Степные зори» под его руководством с успехом выступил в концертном зале «Россия» (Москва), перед студенческой молодежью МГУ им. М. Ломоносова, трудящимися фабрики «Трехгорная мануфактура» Краснопресненского района г. Москвы в рамках дней литературы и искусства Дагестана в Москве и затем оставался востребованным в культурной жизни родного района, республики и страны на протяжении многих лет, впоследствии став основой фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай» у истоков которого стоял З.О. Зинеев.

26 мая 1978 г. З.О. Зинеев Указом Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР награжден Почетной грамотой «За успехи в развитии советской культуры и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся». 26 апреля 1979 г. З.О. Зинееву за заслуги в области советской культуры присвоено почетное звание «Заслуженного работника культуры Дагестанской АССР».

З.О. Зинеев автор более 70 музыкальных произведений, которые приобрели известность среди ногайцев и воистину стали народными («Ногай вальс» («Ногайский вальс»), «Анама» («Матери»), «Кара коьзлер» («Черноглазая»), «Ногай кыз» («Ногайская девушка»), «Ногай шай» («Ногайский чай»), «Кара коьзлер» («Черные глаза»), «Ата юртым» («Родина»), «Баьтыр койшылар» («Чабанам-героям»), «Бир соьз» («Одно слово»), «Тувган ягым» («Родная сторона»), «Турналар» («Журавли»),«Казак йыры» («Казачья песня»), «Суьйгенимнинъ бол йыры» («Песня моей любимой»),«Буйратлар» («Степные холмы» или «Буруны»), «Алан юрт» и многие другие.

С начала 2000-х и до конца своих дней активно сотрудничал с казахской музыкальной общественностью, участвуя, рекомендуя и направляя своих учеников на представительные музыкальные форумы.

В 2001 г. З.О. Зинеев был приглашен на Международный Фестиваль тюркской песни «Осенние Иртышские напевы», посвященный 10-летию независимости Казахстана (г. Семипалатинск). На этом фестивале Залимхан Оразакаевич стал Дипломатом двух международных музыкальных конкурсов Казахстана. В этом же 2001 г. З.О. Зинеев принял участие «I-м Международном конкурсе песенного исполнительного мастерства имени Майры Уаликызы, посвященного 10-летию Независимости Казахстана» (г. Астана). В 2002 г. З.О. Зинеев был приглашен в составе ногайской творческой интеллигенции на празднование 100-летия Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, где им был в дар музею преподнесен подарок –старинное женское нагрудное украшение XVIII века «тоьстуйме», с пожеланием создания «Ногайского дома» в этнографическом музее Российской Федерации. Залимхан Оразакаевич тесно сотрудничал с коллегами по цеху Мурзадином Османовым, Кошманбетом Зарманбетовым, Залимханом Максутовым, Сейпуллой Шураевым, Умаром Ваисовым, Асият Кумратовой, Зейнадином Кидирниязовым, Зухрой Шандиевой, Магометом и Риммой Утемисовыми и др., художниками Юрием Карасовым, Муратом Толубаевым, Сраждином Батыровым, поэтами и писателями Гамзатом Аджигельдиевым, Суюном Капаевым, Аскербием Киреевым, Магометом Керимовым, Муратом Авезовым, Султанбеком Аджиковым, Кельдихан Кумратовой, Тайват Керейтовой, Кадрией Темирболатовой, Юмавом Каракаевым и др. Много песен написано на слова друга и земляка Анвара Абдулжалиева.

Вся жизнь Залимхана Зинеева была связана с культурой. Он был настоящим руководителем, хорошим организатором, талантливым композитором и певцом. Он дружил и сотрудничал с известными писателями, композиторами, певцами, художниками. Высокую оценку певцу и композитору дали известные деятели культуры, искусства и науки такие, как Суюн Капаев (писатель), Кельдихан Кумратова (поэтесса), Анварбек Култаев (поэт), Сейдахмет Рахмедов (журналист, писатель), Ирина Чалаева (музыкальный критик), Фаина Графченко (заслуженная артистка РФ и РД), Рамазан Керейтов (этнограф), Елена Айбазова и Юмав Каракаев (учёные-лингвисты), Бэла Карданова (музыковед) и многие другие... Его наставниками были ученики ногайского просветителя Курманалиева М. Рахмедов С.К. и Салыбаева М.А. Авторы историко-этнографического исследования «Ногайцы» Р.Х. Керейтов, А.И.-М. Сикалиев , И.Х. Калмыков, говоря о вкладе ногайских деятелей культуры, подводили итог: «Для развития культуры в районе и за его пределами много сил приложили заслуженные работники культуры ДАССР – Мархаба Салыбаева, Залимхан Зинеев» (Ногайцы. Черкесск, 1988. С. 190)."

Из воспоминаний Залимхана Оразакаевича Зинеева, заслуженного работника культуры ДАССР,композитора и певца:

«В 1981 я начал работать заведующим отделом культуры Ногайского района. Ознакомился с положением дел в учреждениях культуры. Меня интересовали кадры. Состояние неважное. Обратил внимание на один приказ, где С. Батыров освобожден от занимаемой должности –художника драм. коллектива.

На следующий день вызвал директора художественной школы, которому дал задание: «Найти Сраждина Батырова. В твоем распоряжении автобус на неделю. Привезти Сраждина со всеми его картинами».

Через три дня С. Батыров приехал. Мы с ним поговорили. Много предложений было у него: по развитию культуры, по созданию творческих коллективов.

Мы остановились: на открытии его персональной выставки, создании ногайского фольклорного ансамбля. 4 ноября 1981 года впервые состоялась персональная выставка С. Батырова.

По созданию фольклорного ансамбля работы было много.

Тогда вокально-хореографический ансамбль «Степные зори» был в хорошей форме. Руководили сестры Байгазиевы. Так, что для ансамбля «Айланай» было из кого лепить программу. Проблемы были в исполнителях на народных инструментах.

Срочно был проведен районный фольклорный фестиваль. Выяснилось: единицы, играющие на народном инструменте, домбра и те исполнители преклонного возраста.

Через Министерство культуры Дагестана обратился к министру культуры СССР Демичеву. Приблизительно с таким содержанием письма: «в ногайском районе издавна славился народный инструмент домбра. Но в последние годы он вымирает и т.д. просим в порядке исключения каждый год выделять бронированные места для 2-3 абитуриентов в учебных заведениях Казахстана».

Вот такую тревогу забили мы 20 лет назад по сохранению нашего народного инструмента.

Стал ездить по селам искать мастеров по изготовлению домбры.

Осталась одна бабушка Абубекерова. Ей было 75 лет. Долго пришлось ее уговаривать. «Не могу, руки уже не те. Для изготовления домбры нужны сильные руки».

Уговорил. Домбра получилась очень кустарной работы. Но это была настоящая ногайская домбра. Самое главное она сохранила форму инструмента и что важно порядок расположения ладов. Отсюда извлечение звуков и принцип звучания. Чем отличается ногайская домбра от казахской.

Слышал, что в Дагестане есть мастер по изготовлению струнных инструментов.

Это Изамутдин Багавдинов – энтузиаст, любитель своей профессии. Проживал в г. Буйнакске. Я встретился с ним в его мастерской.

Оставил ему домбру, сделанную бабушкой Абубекеровой.

Через месяц привез домбру, сделанную Изамутдином Багавдиновым. Это было что-то удивительное. Как раз в это время приехала делегация из Каракалпакии. Райком партии домбру подарил каракалпакам. Она была для меня бесценной. Но что поделаешь, в те годы об этом не спрашивали.

Единственное, что я мог сделать, это написал записку: «Берегите ее – это старинный ногайский музыкальный инструмент, без которого мой народ не выжил бы. Она может рыдать, она может радоваться, а как она говорит на родном языке; как она поет!», и вложил записку в домбру. И попросил по приезду, чтобы домбру передали в Музей.

Вскоре я ушел с работы. Уходя, заступившей зав. отделом культуры Муталлаповой Н.А. дал наказ ничем кроме фольклорного ансамбля не заниматься.

Все было готово для его создания. Вплоть до эскизов сценических костюмов. Только оставалось их сшить.

А адрес мастера Изамудина передал Я. Кудайбердиеву, который достойно продолжил, начатое нами со С.Батыровым дело. Сейчас у нас в районе есть оркестр народных инструментов (рук. Я. Кудайбердиев). Оркестром также руководит Анвар Аджибаев – выпусник Астраханской консерватории.

Недавно в Дагестане проводился Фестиваль исполнителей на народных инструментах. Кроме городов, участвовали конкурсанты из 43 сельских районов Дагестана. Более 100 участников. Из всех народных инструментов красивой, нежной оказалась наша Ногайская домбра! А представлял ее исполнитель – молодой джигит из аула Кунбатар кыпчак Файзулла Мусаев. Его мастерству не было равных в Дагестане. Файзулла Мусаев – выпускник астраханского музыкального училища. Музыкант оркестра народных инструментов, завоевал Гран-При Дагестанского Фестиваля исполнителей на народных инструментах.

Я был безгранично рад успеху юного музыканта. Он всегда обращается ко мне со своими творческими планами. На сегодня он подготовил к изданию самоучитель игры на ногайской домбре. Я уверен, что через 10-15 лет домбра как народный инструмент займет свое место в каждом доме.

В 2001 году в Казахстане я встречался с трио домбристов, которые участвовали на Международном Фестивале в Голливуде и привезли в Казахстан «Золотой приз». Вот она какая домбра. Лишь бы она заговорила. Эситкемен атайлардан: «Калай соьйлейди домбра»-деп. Думаю, найдутся энтузиасты и на Кубани, чтобы возродить домбру. Один из них Асау Султанбеков. Дайте ему возможность открыть класс домбры, поддержите материально. Одаренных людей надо поддерживать. Ибо без культуры нет нации. Я со своей стороны готов помочь в организационных вопросах.