Медведев: меры Минфина и ЦБ сохранили устойчивость финансовой системы РФ

Медведев: меры Минфина и ЦБ сохранили устойчивость финансовой системы РФ

20.04.2016
Медведев: меры Минфина и ЦБ сохранили устойчивость финансовой системы РФ

Скоординированные действия Минфина и ЦБ позволили сохранить устойчивость финансовой системы РФ, указал глава правительства РФ Дмитрий Медведев на заседании расширенной коллегии Министерства финансов. По его словам, благодаря консервативной финансовой политике удалось стабилизировать бюджетную систему.

 

О проверке на прочность

 

Медведев отметил, что еще пару лет назад было сложно представить, что России, прежде всего ее экономике и бюджетной системе, предстоит пройти проверку на прочность, когда на экономику влияет целый ряд негативных факторов. Он также отметил, что нынешнее состояние российской экономики и финансовой системы гораздо лучше, чем в прежние исторические периоды.

В прошлом году правительство успешно решило три тактические задачи. В частности, правительство помогло экономике адаптироваться к новым экономическим условиям, не дало разогнаться инфляции, хотя предпосылки к этому были, а также сохранило стабильную ситуацию на рынке труда. В итоге, после тяжелого первого полугодия 2015 года экономика в целом стабилизировалась, хотя снижения ВВП избежать не удалось. Вместе с тем, по сравнению с кризисом 2008-2009 годов, падение экономики было не столь критическим, подчеркнул Медведев.

«Мы не смогли бы решить этих задач не продуманной и адекватной бюджетной и макроэкономической политики», — подчеркнул глава правительства.

«Благодаря в целом консервативной бюджетной политике мы сохранили стабильность бюджетной системы, и наверное, это самое главное. Дополнительным шагом стало решение вернуться на практике к планированию расходов на один год, но это было в прежних условиях», — сказал Медведев. Он добавил, что сегодня правительство считает возможным вернуться к трехлетнему бюджетному циклу.

Кабмин будет внимательно следить за котировками нефти, что особенно важно с учетом возвращения к трехлетнему бюджету, указал он. «Мы будем внимательно следить за дальнейшими изменениями. Это особенно важно в условиях возвращения к трехлетнему бюджетному планированию», — сказал Медведев.

 

О предельном дефиците бюджета

 

Минфин не должен допустить дефицита бюджета более 3% ВВП в 2016 году, заявил Медведев.

«Первой задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2016 года с конечной целью дефицита в объеме не более 3%, а также подготовка нового бюджета на трехлетнюю перспективу», — сказал Медведев.

По его мнению, такая задача является крайне непростой. Глава российского правительства добавил, что необходимо обеспечить консолидацию бюджета и сделать так, чтобы экономический рост в России из-за этого не пострадал, а по-возможности, еще и ускорился. В целом, по мнению главы кабмина, текущие задачи, стоящие перед Министерством финансов РФ, могут быть решены в текущих условиях.

 

Об адресной поддержке

 

Вопросы финансовой поддержки субъектов РФ должны решаться адресно, с учетом долговой нагрузки каждого региона, указал глава правительства РФ. По словам Медведева, Казначейству необходимо отработать новый механизм для более ритмичного выделения госсредств.

Медведев отметил, что в последние годы на первый план вышла проблема несбалансированности региональных бюджетов, роста их долговой нагрузки. В целом, по словам премьера, федеральный бюджет в прошлом году выделил на поддержку регионам более 1,6 трлн рублей, кроме того, выделялись бюджетные кредиты на замещение коммерческих займов регионов.

«Все эти вопросы в этом году должны решаться адресно, применительно к условиям хозяйствования, нынешних уровней задолженности в каждом конкретном регионе», — указал премьер.

Премьер-министр РФ поддерживает идею о возможной оптимизации ответственности регионов за расходы федеральных средств. «Я не возражаю против того, чтобы посмотреть вопросы связанные с оптимизацией ответственности регионов по целому ряду их бюджетных обязательств и вообще, в части финансового законодательства», — сказал Медведев.

Говоря о ситуации со сбалансированностью бюджетов субъектов России, Медведев отметил, что ситуацию здесь «не надо идеализировать», в чем-то она улучшается, в чем-то усугубляется. «На это нужно обратить самое пристальное внимание всем, кто занимается региональными финансами, как на федеральном, так и на региональном уровнях», — сказал премьер.

 

О суверенных рейтингах

 

Он также отметил, что суверенные рейтинги РФ изначально были занижены, а их присвоение не обошлось без политической составляющей. «Несмотря на крайний негативный настрой со стороны тех же самых рейтинговых агентств еще год назад, в этом году на фоне масштабного пересмотра кредитных рейтингов сырьевым странам, оценки России были оставлены без изменения, в том числе, потому что они изначально были занижены, все-таки мы исходим из того, что помимо экономических факторов, которые влияют на принятие решения рейтинговыми агентствами, там все-таки не обошлось без политической составляющей», — сказал Медведев.

 

О новых подходах

 

Правительство не будет отказываться от существующей модели бюджетной политики, однако в эту систему нужно вдохнуть новую жизнь, также указал глава правительства РФ. Премьер отметил, что предстоящая переработка бюджета невозможна без некоторого изменения подходов к бюджетной политике и бюджетным расходам. Внедренный несколько лет назад механизм госпрограмм, хотя и является наиболее оптимальным, но пока заработал не в полную силу, признал глава правительства.

«Мы не так давно встречались и обсуждали все те проблемы, которые существуют. Договорились о том, что это не будет означать отказа от существующей модели, но, очевидно, что в эту систему нужно вдохнуть новую жизнь, чтобы она стала работающей, а не фиктивной или формальной», — сказал глава правительства.

 

Бюджетная политика Минфина

 

В свою очередь, глава Минфина РФ Антон Силуанов, отметил, что  Минфин РФ в ближайшие месяцы представит правительству бюджетную политику на 2017-2019 гг.

«Второй якорь бюджетной политики — это темпы бюджетной консолидации в рамках бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. В настоящее время министерство финансов занято разработкой комплексного документа, описывающего основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики на этот период. В ближайшие месяцы он будет представлен в правительство», — сказал он.

По словам главы Минфина, ключевая задача данного документа — обеспечить переход бюджетной системы к ориентирам нового бюджетного правила за трехлетний период, при этом сформировать условия для закрепления достигнутых структурных изменений в российской экономике и способствовать повышению темпов ее роста. «Необходимо обеспечить плавную бюджетную консолидацию темпами в 1 процентный пункт ВВП в год, чтобы плавно выйти к параметрам нового бюджетного правила», — считает Силуанов.

 

О росте расходов

 

По его словам, процентные расходы бюджета могут резко вырасти с 2017 г, этого нельзя допустить.  «За бюджетный дефицит надо платить. При текущем уровне бюджетного дефицита в 3-4% и текущем уровне процентных ставок объем процентных расходов каждый год будет нарастать. Это уже происходит сейчас», — сказал он.

Пока тратится Резервный фонд, это не приводит к росту процентных расходов, но снижает наши доходы за счет уменьшения прибыли Банка России и доходов от управления суверенными фондами, отметил министр. «Но уже с 2017 года процентные расходы бюджета могут резко вырасти, что нельзя допускать», — сказал он.

Сегодняшний дефицит бюджета РФ не позволяет перейти к быстрому восстановлению кредитования, также указал министр.  «Сохранение бюджетного дефицита на текущих уровнях означает, что во избежание инфляционных последствий экономика сможет себе позволить только крайне умеренное восстановление кредитной активности. А значит, инвестиционная активность не сможет получить необходимый приток средств из банковского сектора», — сказал он.

 

Цены на нефть и бюджетное правило

 

Рост цены нефти до $60-70/баррель будет снижать конкурентоспособность экономики без бюджетной консолидации, также указал Силуанов. «Даже если представить себе сценарий роста цен на нефть к отметке в 60, 70 долларов за баррель, без бюджетной консолидации мы столкнемся с серьезным укреплением реального курса рубля и соответствующими последствиями для экономики», — сказал он.По его словам, «без бюджетной консолидации экономика будет скатываться в сторону докризисного состояния».

«Да, экономический рост на некоторое время ускорится, однако затем мы опять окажемся в ситуации низких темпов роста и высокой уязвимости к внешним условиям», — добавил министр.

По его словам, Национальный совет по финансовой стабильности рассмотрел новое бюджетное правило с ценами на нефть в $40-50 за баррель. Силуанов отметил, что создание новых бюджетных правил на долгосрочную перспективу — одна из главных задач Министерства финансов в этом году.

«Это задача, направленная не на сугубо бюджетные цели, а на обеспечение устойчивости всей макроэкономической конструкции, стабильного развития российской экономики. Новые бюджетные правила — это первый якорь бюджетной политики на предстоящие годы», — заявил он.
Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности возглавляет первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

По словам Силуанова, Минфин считает необходимым перейти к низкой инфляции и ставкам, а также стабильному рублю. «Задача — способствовать переходу экономики в новое равновесие с низкой инфляцией, низкими процентными ставками, относительно стабильной динамикой реального курса рубля и более качественной структурой бюджетных расходов. Именно такое равновесие будет характеризоваться ускорением темпов потенциального роста за счет увеличения инвестиционной активности частного сектора», — сказал он.

Минфин в 2016 г. проведет ревизию систем валютного регулирования и контроля на соответствие экономическим условиям, также сообщил министр.

Отток капитала из РФ в 2016 г. вдвое замедлится и достигнет минимума с 2007 года, заявил глава Минфина РФ. «Сейчас происходит улучшение ситуации: по итогам первого квартала подросло промышленное производство, инфляция вернулась в однозначные значения, отток капитала будет в два раза меньше, чем в прошлом году. Этот отток будет минимальным, начиная с 2007 года», — сказал он.

Министр также отметил, что Минфин РФ предлагает проводить ежегодный внешний аудит госпрограмм. «Исполнение госпрограмм должно быть четко оценено. Считаем необходимым создание института обязательного ежегодного внешнего аудита госпрограмм с рассмотрением результатов такого аудита на заседаниях правительства», — сказал Силуанов.